Создание модели региональной межведомственной программы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В рамках данного проекта было проведено исследование функционирования системы профилактики социального сиротства на примере Республики Карелия, Пермского Края и Томской области, а также Республики Финляндия и Великобритании:
Собраны и представлены аналитические, нормативно-правовые, статистические материалы по вопросам профилактики в Российской Федерации социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и зарубежного опыта ( на примере выбранных регионов и стран; при этом при анализе статистики изучались данные еще ряда регионов)
Проведен подробный сравнительный анализ собранных материалов (на примере Республики Карелия, Пермского Края и Томской области, а также Республики Финляндия и Великобритании) по следующим проблемам:
а) оценка нормативно-правовой базы выбранных регионов и зарубежных государств в области защиты прав детей и профилактики социального сиротства;
б) анализ условий и особенностей функционирования систем:
- выявления детей, нуждающихся в помощи государства, и детей, оставшихся без попечения родителей; работы по сохранению детей в биологических семьях; работы по реинтеграции детей с биологической семьей; подготовки ребенка и семьи к семейному устройству; принятия решения о подборе ребенку совместимой семьи; работы по устройству детей на воспитание в семью; сопровождения замещающих семей; сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот;
в) оценка системы управления в сфере защиты прав детей и анализ сложившейся системы по: оценке ребенка и семьи в процессе выявления и обследования семейного и детского неблагополучия; планированию мер по защите прав детей; принятию решений о выборе формы защиты прав ребенка; мониторингового контроля за детьми, в отношении которых предприняты меры по защите их прав; применению механизмов межведомственного взаимодействия в процессе защиты прав детей.
г) оценка количественных и качественных показателей и их социально-педагогической результативности для детей в 3 субъектах Российской Федерации;
д) сравнительная оценка социальной результативности систем устройства и воспитания детей, а также затратной эффективности результативных систем (по материалам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот);
е) анализ проблемы определения социального заказа на услуги и выявление действующей карты услуг для семей, детей;
ж) оценка функционирования организаций в системе профилактики социального сиротства и защиты прав детей (финансирование, управление, структура, цели, результаты).

На основе проведенного анализа была разработана модель региональной межведомственной программы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включающая в себя:
- методологические и организационно – педагогические основы, а также психологические механизмы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- управленческую составляющую модели деятельности (с приложением проекта документов управленческого характера), разработанную на микро-уровне (работа со случаем) и на макро-уровне региона в целом);
- правовую составляющую модели, включающую предложения по совершенствованию регионального законодательства субъекта РФ по профилактике социального сиротства и устройству детей на воспитание в семью, с приложением соответствующих проектов нормативно -правовых актов субъекта РФ);
- финансово-экономическую составляющую модели, включающую в себя:
1. Модель финансирования системы устройства и развития детей из семей, нуждающихся в помощи государства – стимулирование семейных форм устройства и качества опеки и патроната (финансирование должно быть предсказуемым как для финансирующего органа, так и для получателя денежных средств; выполнять определенные стимулирующие функции; гибко адаптироваться к местным потребностям и инициативам; и рационально расходоваться. Планирование и расходование средств должны опираться на ясное понимание процессов и удельных затрат):
2. Методику оценки затрат и затратной эффективности в условиях деинституционализации;
3. Методику формирования годовой заявки на бюджетное финансирование в регионе;
4. Прогноз годового бюджета на среднесрочную перспективу;
5. Модель рационализации сети детских учреждений, в частности, подходов к реорганизации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; план запуска и реализации модели региональной программы (пошаговый план мероприятий в сфере управления, законотворчества, реорганизации сети, переподготовки кадров, мониторинга).