Формирование моделей социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период и механизмов ее реализации...
Проект включил в себя: научное исследование, обсуждение и общественную экспертизу разработанной модели, проведение конференции в рамках апробации модели, разработка методических рекомендаций.
Предметом исследования по данному проекту являлась модель социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ее условия ее реализации в субъектах Российской Федерации
В рамках проекта были проведены экспертно-аналитические работы по анализу и обобщению существующего регионального опыта создания систем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период. Проведена оценка эффективности используемых в субъектах Российской Федерации технологий правового, психологического и социального сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период.
Проведено исследование, в ходе которого были собраны аналитические, нормативно-правовые, статистические материалы по вопросам социальной адаптации и социально-психологического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастных групп 16-18 лет и 18-23 лет.
Изучен опыт 53 субъектов Российской Федерации, реализующих программы адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения анализа изучены нормативно-правовые, статистические, методические, научные материалы 21 отечественных и зарубежных источников по проблеме, глубина поиска 5 лет.
Результатом работы явилась разработка структура и содержание региональной модели социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период.
В ходе выполнения работ разработаны:
- управленческая составляющая модели деятельности (с приложением проекта документов управленческого характера), разработанная на микро-уровне (работа со случаем) и на макро-уровне региона в целом);
- правовая составляющая модели, включающая предложения по совершенствованию регионального законодательства субъекта РФ по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период, с приложением соответствующих проектов нормативно-правовых актов субъекта РФ;
- финансово-экономическая составляющая модели.
По итогам научно-исследовательской работы было организовано обсуждение разработанной модели и результатов анализа: организована и проведена общественная экспертиза; проведен интернет-опроса, проведена конференция для специалистов органов управления образованием и органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих реализацию моделей социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выработаны общие рекомендации для внедрения.
По результатам экспертизы, интернет-опроса и обсуждения на конференции разработанной модели социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рекомендаций участников конференции по её доработке и внедрению, были разработаны
- Рекомендации по формированию региональных моделей социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период на основе опыта субъектов Российской Федерации.
- Методические рекомендации о пошаговом запуске и реализации модели региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и технологий их правового, психологического и социального сопровождения в постинтернатный период на основе опыта субъектов Российской Федерации, с приложением проектов нормативно-правовых актов, содержащие описание модели, региональную программу, план запуска и реализации модели, а также составляющие модели: управленческую, правовую, финансово-экономическую, методическую, кадровую и мониторинговую.