10 -11 декабря в рамках реализации проекта "Реформирование работы органов опеки и попечительства» (далее – Проект) Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее – АСИ) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко, АНО "Центр развития социальных проектов" провела научно-практическую конференцию «Преодоление социального сиротства: реформирование органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – Конференция).
В работе Конференции приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, руководители и специалисты органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан из 34 субъектов Российской Федерации, эксперты, профильные НКО, специалисты из Финляндии, Молдовы, Белоруссии, США и Англии.
Открыла Конференцию Заместитель министра просвещения Российской Федерации Синюгина Татьяна Юрьевна, которая отметила, что сегодня специалисты органов опеки и попечительства (далее - ООиП) выполняют в соответствии с федеральным законодательством 61 полномочие, но региональными законами это число может увеличиться еще на 20-30 функций. Перегруженность специалистов ООиП, низкий социальный статус и низкая заработная плата работников ООиП, не достаточный уровень квалификации требует пересмотра подходов к организации работы ООиП.
Лидер Проекта Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, обратила внимание участников Конференции на следующее: передача законодательно закреплена только для двух полномочий – подготовка кандидатов в замещающие родители и выявление детей, нуждающихся в государственной защите. Для того чтобы на уровне федерального законодательства обеспечить эффективную передачу части полномочий ООП, необходимо подготовить и отработать нормативное правовое, методическое, технологическое обеспечение нововведения.
Иванова Надежда Анатольевна, заместитель руководителя департамента развития новых форм образования АСИ рассказала об этапах реализации Проекта: о запуске Проекта в 7 пилотных регионах РФ (Пермский край, Краснодарский край, Тамбовская, Томская, Вологодская, Астраханская области, Ханты-Мансийский АО Югры), о проведении выездных семинаров в пилотных регионах РФ по обмену передовым опытом и создании региональных проектных офисов для разработки и пилотирования новой модели организации работы органов опеки и попечительства с учетом региональных особенностей, законодательства, инфраструктуры и пр.
Депутат Государственной Думы, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Окунева Ольга Владимировна выразила заинтересованность комитета в продвижении вопроса о реформировании ООП и готовности принять участие в работе.
О подготовленных поправках в законодательство по процедуре выявления и отобрания ребенка у семьи в случае угрозы его здоровью и жизни, дальнейшего его устройства, и возможности возврата обратно родителям рассказала Баталина Ольга Юрьевна, депутат Государственной Думы, Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, Заместитель Секретаря Генерального совета Партии Единая Россия.
С докладами, содержащими анализ существующего законодательства, оценку эффективности деятельности органов опеки, региональные инновационный формы работы, предложения по реформированию и дорожные карты реализации своих региональных моделей выступили представители Москвы (Дзугаева А.З.), Московской (Овечкина Л.С.), Астраханская (Максютина Е.В.), Томская (Шапарева М. А.), Вологодская (Дметерко Е.А.), Тамбовская (Варкова Л. В.) областей, Краснодарского края (Босенко Ю.Л), ХМАО (Немчинова Е. В.).
Большой интерес у участников Конференции вызвал иностранный опыт, который показал, что все функции органов опеки и попечительства в странах Европы, Англии и США выполняют суды и социальные работники. Семья Г.В., обобщила иностранный опыт, указала на недопустимость прямого заимствования чужого опыта без учета российских реалий.
Работа Конференции завершилась принятием резолюции, содержащей основные этапы реализации Проекта:
1). Проведение оценки полномочий и функций органов опеки и попечительства, для передачи части из них уполномоченным организациям, в которых есть требуемые специалисты.
2). Разработка на базе региональных проектных офисов:
- требований к отбору уполномоченных организаций с учетом региональной инфраструктуры;
- технологий передачи полномочий органов опеки и попечительства уполномоченным организациям;
- разработка технологий реализации переданных функций;
- пакета рекомендаций по внесению нормативно-правовых изменений регионального и федерального уровня.